Как придумать тему для нестандартного сочинения?

«Как придумать тему для нестандартного сочинения?» - ловко вбивает школьник в белую поисковую строку.

Поисковик иронично хрюкнет, зажужжит и станет методично выдавать миллионы результатов. Коварная машина, она словно нарочно дразнит пользователя: «Не-стан-дарт-ного? Вот ведь мы какие оригинальные стали! Ничего, обойдешься и Бабушкиным вареньем. А чего ты хотел? Чтобы тебе сразу раз – и дали тему? Не смеши меня!»

Высветившиеся сайты все как на подбор. Половина – сочинения по ЕГЭ в 2013/14/15/16, а другая – сплошь и рядом избитые темки, что давали в лучшем случае в пятом классе. Оригинального и нестандартного и за сто лет не сыщешь. Придется думать самому?

Стоп!

Давайте порассуждаем, что такое «сочинение с изюминкой». Где должен прятаться этот изюм? И почему дети думают, что у нестандартного сочинения нестандартна только тема? Здесь я приведу несколько приемов, как превратить обычный текст в выигрышное конкурсное сочинение.

1) Нестандартная композиция.
Композиция – построение произведения. Среднестатический школьник будет писать по формуле: завязка-основная часть-развязка, ничего лишнего. Однако именно композиция может стать тем литературным приемом, что не даст вашему сочинению стать стандартным.

Кольцевая композиция.

Очень интересный прием, когда конец произведения находится там же, где и начало. На этом можно сделать неплохую интригу: дать в самом начале загадку, и по ходу сочинения/рассказа медленно разматывать запутанный клубок. Тогда как в конце окажется, что в самом начале загадки не было – она давно разгадана, и вся история – это рассказ того, кто ее и разгадал. Так же можно обрамить рассказ вашего героя. Примеры сюжетов с кольцевой композицией:

Можно сделать запутанный рассказ о перемещениях в прошлое или в будущее. Например, в начале герой создает машину времени, путешествует по векам и событиям, и думает, что пути назад нет – как внезапно оказывается у своей собственной машины. Стрелки часов замерли на минуте, когда он отправился в прошлое или будущее. Словно герой не может решить, остаться ему со своими приключениями, или забыть о них.

Герой думает о фильме, который недавно посмотрел. И внезапно оказывается его действующим лицом. В конце герой просыпается и понимает – он уснул во время просмотра и даже не помнит, чем все кончилось.

Герой попадает в неизвестный город, и там ему помогает. Все это оказывается сном. Через много лет, когда герой попадет в этот же город (командировка, отпуск), он узнает легенду о мальчике, который много веков назад спас город.

Литературный персонаж прочитанной книги сам рассказывает о том, что он делал в книге и как ко всему относился. Начало и конец – рассуждения героя о человеческой судьбе.

Юный литератор думает, как бы описать в своей книге трагическую сцену. К нему приходят его собственные герои, которые возмущены таким обращением с ними. Оказывается, что автор уснул. Вместо трагической части он пишет хэппи энд.

Персонаж много раз видит один и тот же сон – он не может понять: чтобы избавиться от видения, нужно перестать хотеть его увидеть/простить себя за прошлые поступки/сделать правильно что-то, что не смог в прошлом/днем работать над своим настоящим и не зацикливаться на прошлом.

Работник библиотеки замечает, что кто-то ворует книги. Он вычисляет, что украдут следующим, и, спасая книги, уносит их к себе домой. На следующий день к нему приходит второй сторож, и рассказывает, что кто-то крадет книги, и он прячет их, чтобы спасти.

Герой стоит перед знаменитым камнем: «Направо пойдешь… Налево пойдешь… Прямо пойдешь…». Он проходит путь до конца, понимая, что сделал неправильный выбор. В конце герой очнулся перед тем же камнем.

Вопросно-ответная и диалоговая форма.
Прием, когда автор сам себе задает вопросы и сам же на них отвечает. Возможные темы:

Диалог с книжным героем.

Главный герой в конце книги спрашивает своего врага, зачем он так поступал.

Диалог с писателем.

Во сне к герою приходит добрый помощник, который всегда говорит о том, что будет завтра и как лучше прожить этот день. Затем помощник исчезает. Как будет жить человек, привыкший к вечной опеке, без чужой помощи?

Интервью с вашей любимой вещью. Что она может рассказать о вас?

Плюшевый мишка рассказывает хозяйке, как в детстве защищал ее по ночам от чудовищ.

Считается, что зеркало отражает душу человека. Что тогда может рассказать зеркало о том, чего не хочется показывать людям?

Взгляд со стороны.
Прием, когда в работе берет слово тот, кто не должен.

В любой книге есть главные и второстепенные герои. Что могут второстепенные герои рассказать о главных?

Взгляд наших родителей на нас.

Как наши бабушки и дедушки относятся к новому поколению и почему?

Открытая концовка.
Это прием, когда автор оставляет читателю додумывать, что случится дальше, а сам об этом не говорит.

Школьник всегда мечтал о приключениях. Внезапно он оказывается в любой книге/фильме/другом мире. Он проходит долгий путь, понимает, что приключения – это чаще всего страшно, что человек создан для счастья, а не для чудовищ. Внезапно он очнулся. Было это сном, или школьник и в самом деле все это испытал, пусть додумывает читатель.

Повесть о человеческой мечте. Капитан дальнего плавания хочет открыть новую землю. Он не думает, что это опасно, и ему не страшно погибнуть там. Он идет к своей мечте. Повесть заканчивается на том, как он причаливает к земле, не отмеченной на карте.

Вы скоро уйдете из школы. Вы волнуетесь – впереди экзамены и поступления, совсем новая и неизведанная жизнь. Взрослая, о которой так много говорят. Вы идете на экзамен. Страшно. На этом все заканчивается. Пусть читатель верит, что страхи были напрасными.

Как видите, нестандартная композиция чаще всего дает много вариантов для нестандартной темы. Поэтому можно не думать, о чем писать. Думайте, как вы это напишете.

Кстати, по ссылке http://www.univerpl.com.ua/ru/otzivi.html вы можете почитать об обучении в Польше.

2) Если над композицией думать не хочется, можно попробовать найти тему самому. На Вдохновение уповать не советую. Оно приходит не всегда. А уж вовремя – да ни в жизнь. Гораздо проще попробовать поиграть с темами.

Способ первый.

Возьмите две стандартные темы из предложенных в интернете и смешайте их. Например:

Новый взгляд на детскую сказку. Вы с самого детства верили, что если бы колобок вернулся домой, даже покусанный лисой, его бы спасло бабушкино варенье. Оно всегда помогает.

Базаров, проповедуя идеи нигилизма, попал в будущее, на урок литературы. Ваша учительница в это время как раз описывала его ошибки и объясняла, что все страны мира губило именно такое отношение к наследию предков.

Опишите ваше любимое животное с юмором. Вы любите гусей, потому что они спасли Рим. Или не доверяете коням – вдруг внутри троянцы?

Способ второй.
Оглянитесь вокруг себя. Попробуйте объединить первые два предмета, которые вы увидели.

Как принтер вытеснил ручку? Напишите об этом трагический рассказ с точки зрения ручки.

Тяжело ли книжной полке держать такой багаж знаний?

Что если плакаты на ваших стенах ночью разговаривают? О чем?

Способ третий.
Ассоциативные цепочки. Выберите любой предмет и думайте о том, на что он похож.

Апельсин. Оранжевый апельсин. Круглый, как планета. Хорошо ли жилось бы на планете апельсинов?

Телефон. Умное устройство. В детских руках. Почему знания сила, только если уметь ими пользоваться?

Распорядок дня. План. Зачем люди распределяют свой день?

Копилка. Откладывание денег. Будущее. Почему людям свойственно заботиться о своем будущем?

3) Старые сюжеты.
Все, что угодно, можно переделать по-новому. Есть даже такое направление в литературе. Давайте рассмотрим примеры.

Девочка попадает в подземное царство и встречает там Аида и его внука. Внук недоволен тем, что дед все еще придерживается жестоких традиций старины, и сбегает с этой девочкой.

Минотавр обладал очень долгой жизнью. Раненый, он ушел с острова Крит и сумел вылечиться. Добрые люди ему помогали. Минотавр странствует по свету и встречает чудовище Франкенштейна. Сможет ли он убедить себе подобного, что внешность – не главное?

Злой волк Фенрир подобрел и уже не хочет глотать солнце. Теперь он живет в заповеднике и следит за окружающей средой.

Можно найти поверья предков о разных животных, и написать рассказ об этом. Например, дельфины ассоциировались с душами погибших моряков. Можно сделать так же и с растениями. Рассказать о том, что красные маки – это кровь павших за правое дело воинов, и что они цветут ради того, чтобы не было войны.

Мы говорили с вами о нестандартных сочинениях и где искать тему для них. Я уверена, все у вас получится. Пишите и будьте лучшими!


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: