Прерафаэлитизм в искусстве

Прерафаэлитизм – парад невинности, детальность или попрание самого святого



Прерафаэлитизм – направление в искусстве, зародившееся в Англии в середине XIX столетия. Последователи прерафаэлитизма выступали против условностей викторианской эпохи. Идеалами были выбраны художники-итальянцы, творившие "до Рафаэля": Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Фра Анжелико.



Таково краткое толкование термина "прерафаэлитизм" в словарях и энциклопедиях. Но, чтобы правильно понять это направление в искусстве, необходимо обратиться к его истории http://www.myshulka.ru/taxonomy/term/4.



Возникновение Братства Прерафаэлитов



Итак, Англия, 1848 год. Эпоха бурного расцвета капитализма, и, следовательно, тем тяжелее становилась борьба с властью капитала. К середине века Англия занимает позиции мирового лидера в экономике и промышленности. Слабые попытки чартистов хоть как-то повлиять на отношение "власть предержащих" к простому люду успешно провалились. Такова историческая подоплека.



А что искусство? Искусство погрязает в мещанстве. Все ставится на поток, а единственный критерий качества: "понравиться хозяину". В моду входят слащавые, парадные картины, не отягощенные каким-либо смыслом или художественной ценностью. Именно против этого мещанского подхода к искусству и взбунтовали прерафаэлиты.



Семеро молодых людей (старшему едва исполнилось 21) объединились в Братство. Имена их известны:



• Джеймс Коллинсон



• Джон Эверетт Миллес



• Данте Габриэль Россетти



• Уильям Майкл Россетти



• Фредерик Стефенс



• Уильям Холман Хант



• Томас Вулнер



Сама идея создания закрытого клуба – типично английская, в этой стране все помешаны на братствах, клубах, тайных орденах. Таинственная аббревиатура P.R.B. (Pre-Raphaelite Brotherhood) станет официальным символом, который прерафаэлиты будут указывать на своих полотнах.



Итак, семь начинающих художников решили объединенным фронтом выступить против господствующего академизма и представить "новое слово" в живописи. За образцы взяты работы художников итальянского Ренессанса. Рассматривая работы Боттичелли, Перуджино, молодые люди восторгались игрой красок, вниманием к деталям, художественной натуралистичности изображения. Эти принципы будут последовательно воплощены в работах.



Более менее состоявшимися художниками из них можно было назвать Ханта и Данте Россетти. Они и сыграли "первую скрипку", выставив в 1849 году две работы, выполненные по новым правилам. Это картины «Девичество Марии» Россетти и «Риенци» Ханта.



Особенности прерафаэлитизма



Итак, что же нового было в полотнах прерафаэлитов? Разберемся по порядку.



1. Во главу угла ставилась натуралистичность изображений. Этому способствовала скрупулезная обработка каждой детали, каждый предмет был выписан с предельной точностью. Стремление детально выписывать каждую мелочь привело к тому, что полотна прерафаэлитов кажутся "безвоздушными", лишенными пространственной глубины. Нарушена и перспектива, потому что объекты первого и второго плана представлены практически на одной линии.



2. Впервые художники предложили работать на плэнере. Каждый лепесток, каждая травинка любовно выписывалась с предельной точностью.



3. Изменилась техника рисунка. Холст вначале грунтовали, затем намечали композицию полотна. После этого наносились белила, излишки маслянистости убирались промокательной бумагой. И только потом писали картину, используя полупрозрачные краски. Поэтому полотна прерафаэлитов до сих пор сохранили свежесть и яркость красок.



Такая техника требовала предельной тщательности. Было недопустимо наносить повторные мазки. Каждый штрих выписывался единожды и навсегда. Никаких слоев, никаких повторов!



4. Изменились отношения "художник – модель". Если раньше герои картин были одеты согласно их статусу, то, например, Россетти с успехом рисовал королеву с обычной продавщицы, а женщина легкого поведения позировала ему для картины "Леди Лилит". Отказ работать с профессиональными натурщиками станет одной из идей прерафаэлитов. Они считали, что жизненности в картине легче добиться, если писать полотна с обычных людей – близких, друзей, знакомых.



Красота становится основополагающей, альфой и омегой этого мира, а исторические события следует изображать так, как они происходили в реальности, освобождая пространство от символов и наполняя лишь тщательно прорисованными деталями. Такова изначальная предпосылка прерафаэлитов.



Темы и сюжеты



Прерафаэлиты обращались в основном к следующим темам:



• Женщина. Причем женщина не условная, не собирательный образ красоты, а настоящая, живая, нередко демонически прекрасная. Этакая дама-вамп. Например, картина "Леди из Шалот" Уотерхауса или "Прозерпина" Д.Россетти.



Другая концепция – женщина соблазненная, преданная своим возлюбленным, трагическая жертва. Таковы картины "Марианна" Милле или "Проснувшаяся стыдливость" Ханта. Этой же теме посвящена серия картин "Прошлое и настоящее" Августа Эгга.



• Библейские сюжеты. В отличие от академической школы прерафаэлиты по-новому представили библейские сюжеты. Нет скованности и благоговейного трепета. Все персонажи, святые и сам Иисус представлены обычными людьми, на божественность которых указывает лишь нимб над головой. Да и то не всегда.



Например, картина Д. Россетти "Благовещение" (1850). Юная Мария с ужасом взирает на ангела с лилией в руках. Он принес ей благую весть. Но ужас девушки в том, что она еще никак не осознает всю тяжесть возложенной на нее миссии.



Или картина, вызвавшая скандал в благочинном английском обществе того времени – "Христос в родительском доме" Д. Миллеса. Картина изобилует символами: это и ранка на ладони малыша (будущая стигма?) и чаша с водой в руках мальчика Иоанна. Примечательно, что даже Диккенс в своем дневнике запечатлел свои ощущения от этой картины, назвав ее "низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей".



Но прерафаэлиты лишь предложили новое видение: образы гармоничны и персонифицированы. И это помогает по новому увидеть связь реальности и христианской символики, заставляет задуматься о фабуле известных притч, найти новые смыслы.



• Литературные герои и исторические личности. Прерафаэлиты часто изображали героев Шекспира, Китса. Например, "Офелия" Миллеса или "Тристан и Изольда" Уотерхауса.



• Природа. Холман Хант, Уильям Дайс, Джон Бретт, Медокс Браун, Томас Сэддон прославились как пейзажисты. Особенность их пейзажей – скрупулезное изображение всех деталей. Рисовали непременно с натуры, часами простаивая на солнцепеке или под дождем, чтобы запечатлеть даже малейшие штрихи. Такая трудоемкость работы и определило тот факт, что пейзажи не стали самым популярным направлением в прерафаэлитизме.



Прерафаэлиты и фотография



Обращались прерафаэлиты и к фотографии. Их привлекала возможность "запечатлеть мгновение". Да и фотографическая точность импонировала главной идее – вниманию к деталям. В фотографиях, созданных в эту эпоху адептами прерафаэлитизма, наблюдается та же попытка передать внутренний мир модели (что для фотографии тех лет было практически недостижимо). С другой стороны – двухмерность пространства, любовь к деталям и персонаж в центре внимания. И неизбывная тоска по Любви, Красоте и Невинности – всему тому, что остается недостижимым.



Среди фотографов-прерафаэлитов стоит выделить Джулию Камерон. Нечеткая фокусировка помогала ей избегать перезагруженности, концентрируя внимания на главном герое фото.



Другой фотограф, Френсис Фрис больше проповедовал детальность изображения. Его фото природы положило начало изданию фотоальбомов в Англии.



Многие художники впоследствии не раз обращались к заветам прерафаэлитов. Их привлекала чистота красок, духовная гармония полотен. Прерафаэлиты заново открыли для искусства исторический и героический жанры. По словам одного из критиков, многие "переболели прерафаэлитизмом как неизбежной детской болезнью корью". Тем не менее, это направление, возникшее как юношеское бунтарство против пошлости, породило немало картин, чье художественное достоинство трудно оспаривать.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: