Обучение на уроках чтения

Рассматривать проблему воспитания читателя, видеть ее в естественном контексте жизни - одна из главных задач учителя. И именно в таком — сложном, но понятном виде она рассматривается относительно школьного обучения даже на самых ранних этапах. Лишь полнота жизненных связей и взаимоотношений может воспитывать полноценную личность, а чтение, как любой феномен человеческого жизни, должно войти в содержание жизни ребенка тоже в полноценном виде, а не как его «этапный» суррогат — воспроизведение звукового образа слова из графической модели.
Для взрослого чтение редко является самостоятельной деятельностью. Почти всегда это действие, которое направлено на достижение определенной цели, или операция — образ достижения той или другой цели. Развитие привычек чтения содействует тому, что чтение все больше превращается в один из многих инструментов человеческого познания. Если обращаться к примерам, то понимание того, что Андрей Штольц ближайший друг Обломова не вызывает у взрослого читателя сомнения, но может быть не понятным для младшего школьника. Однако наименьшей целостной функцией чтения, которое может быть признана самостоятельной деятельностью, есть извлечение — восприятие информации, или понимание. Сообщение информации с помощью громкого чтения — это не чтения, а другая отдельная деятельность, в которой чтение выполняет служебную роль. Полноценным мотивом такой деятельности можно признать лишь необходимость, желание сообщить информацию, которая содержится в тексте.
В жизни человеку приходится чаще читать молча. В общеупотребительном виде чтение вслух — это сообщения для присутствующих. Безусловно, есть повод обсудить феномен, но исключительно под флагом этой функции и соответствующего мотива. А дальнейшая работа относительно усовершенствования способности читать — считывать информацию во всем многообразии фактов, языковых средств и вызванных ими эмоций и чувств, — должна быть направленная на развитие привычек эффективного переработки информации текста — его переживания, ведь никакого другого человеческого образа переработки информации не существует.
Мы привыкли к мысли, что чтение, во время которого на протяжении минуты обрабатывается от 500 и больше слов, требует специальных приемов и продолжительного тренировки. Существуют специальные методики обучения быстрому чтению. Сложность овладения такого чтения всегда ассоциировалась с тем, что обучения начиналось, по обыкновению, в зрелом возрасте, когда необходимо преодолеть уже устойчивый стереотип обычного чтения.

Один с образов работы — это предложить ребенку читать тот самый текст, который и все, но опережая диктора, или не обращая внимания на него (со скоростью от 200 слов/мин и больше). Для этого текст должен быть размечен цветными отметками на « дозы», что прочитываются за один ход песочных часов. Если из-за такого регламента работы качество восприятия информации будет оставаться высокой, что поняло из результатов контрольных опрашиваний, заданный темп увеличивается на пять слов в минуту. Прирост темпа регулируется контролем качества восприятия. Действует правило: сегодня лучше, чем вчера. Успешность ребенка оценивается за наличием роста темпа с сохранением качества восприятия.
Например, биографический роман о писателе, повесть Хамелеон Чехова анализ которого обычно не вызывает трудностей чтения или научно-популярные статьи, которые расширяют границы исследуемой темы, и т.п. Дети, которые получили такое право — читать на уроке самостоятельно, имеют не менее почетное разрешение читать дома самостоятельно общий материал будущего урока с использованием временного норматива.
Более удобным устройством для поддержания оптимального темпа работы есть таймер, способен подавать звуковые сигналы через уровне промежутки времени. Таймер нужно приготовить на время, необходимое для прочитывания в нужном темпе одной страницы. Изо дня в день, ориентируясь на результаты опроса, интервал уменьшается, провоцируя ускорение темпа деятельности.
Описанные приемы работы нужно определить как чтения с временным ориентиром.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: