Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования

Характерной чертой существующих законода­тельных документов является за­нижение социальной области че­ловеческой жизнедеятельности, в которых формулировки целей и задач профессионального обра­зования не содержат обществен­но полезного смысла профессио­нальной компетентности. Не учи­тывается, что специалист может быть высокообразованным, вы­сококвалифицированным, спо­собным к труду и непрерывному образованию, но при этом может не любить полученную в вузе про­фессию и не работать по специ­альности. Между тем многие пе­дагоги указывают на отсутствие взаимосвязи личностного и про­фессионального компонентов со­знания студентов и выпускников вузов и колледжей, в том числе ху­дожественно-промышленных, об­учающихся по направлению под­готовки (специальности) «Деко­ративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Следует отметить, что понятие «профессионализм» в России и на Западе трактуется по-разному. Мы понимаем про­фессионализм как высшую сте­пень совершенства в определен­ном виде деятельности, а американцы, например, под этим понятием подразумевают при­звание, которое проявляется че­рез комплекс специальных зна­ний, социальную ответственность и корпоративность. Духовной ос­новой художественно-промыш­ленного корпоративизма явля­ется ценностно-ориентационное единство художников, а также их самоидентификация как сообще­ства профессионалов - патрио­тов народного творчества.
Без развития художественно-про­мышленного образования не могут быть достигнуты прогнозируемые результаты реализации мер госу­дарственной поддержки, указан­ные в концепции, в том числе ка­сающиеся сохранения традиций, культуры и самобытности народ­ных художественных промыслов России, художественного промысла Гжель, обеспечения устойчивого состояния организаций народных художественных промыслов, со­хранения и расширения числа ра­бочих мест, привлечения талант­ливой молодежи, обеспечения экономической стабильности ор­ганизаций народных художествен­ных промыслов, развития регио­нов и др. Ни одна из этих проблем не может быть решена без высо­коквалифицированных, а главное, профессионально-мотивирован­ных мастеров-художников, специ­алистов народного творчества.
В целом же анализ требова­ний к техническим характеристи­кам показывает, что вопросам художественно-про­мышленного образования в буду­щей стратегии развития народных художественных промыслов будет уделено явно недостаточное вни­мание. Особое недоумение вы­зывает ограничение использова­ния изделий народных художе­ственных промыслов (матрешки, шкатулки палех, хохлома, гжельские сувениры) системой дошкольного и школьного обра­зования. Создается впечатление, что продукция народных художе­ственных промыслов «не дорос­ла» до высшего образования.
В государственной програм­ме Российской Федерации «Раз­витие образования на 2013-2020 годы» поставлены цели и зада­чи, намечены пути их реализации. Однако предлагаемые меры так­же носят в основном организаци­онный характер, реализуются за счет «развития эффективных фи­нансово-экономических механиз­мов управления», стимулируют мотивы достижения материально­го благополучия как в стенах учеб­ного заведения, так и в ходе даль­нейшей работы. Реформа высше­го образования не затрагивает глубинных основ профессиональ­ной деятельности, внутренних мо­тивов специалиста.
Задача подготовки вы­сококвалифицированных кадров для народного хозяйства при же­лании решается достаточно про­сто, в то время как воспитание ак­тивной жизненной и профессио­нальной позиции личности - это задача более сложная, она вклю­чает также формирование зна­ний, умений, навыков, необходи­мых для высококвалифицирован­ного профессионала.
В большой степени директив­ное и формальное целеполагание обусловило появление в педаго­гике профессионального образо­вания феномена нигилизма цели: педагоги вузов и колледжей не считают цель необходимым и зна­чимым компонентом учебно-вос­питательного процесса и не видят ни практического, ни личностного смысла в ее определении.
Рассуждая о целях и зада­чах, стоящих перед художествен­но-промышленным образовани­ем, необходимо различать эти два понятия, что не делается, напри­мер, в доктрине образования. За­дача - это то, что требует испол­нения, разрешения, а цель - это то, к чему нужно стремиться, т.е. в какой-то степени «сверхзадача».
В сложившихся условиях на первый план выдвигается личная цен­ность художественно-промыш­ленного образования. Формирование образо­вательно-ценностных ориенти­ров подчиняется сегодня индук­тивной логике, при которой лич­ные ценности и цели образования определяют государственные и общественные. Государственная и общественная ценности худо­жественно-промышленного обра­зования являются продуктом ин­теграции индивидуальных ценно­стей. В связи с этим существует опасность уничтожения художе­ственно-промышленного образо­вания как государственной ценно­сти при проецировании индиви­дуалистических, меркантильных ориентаций, свойственных рыноч­ному капитализму, на несформированные государственные и об­щественные стратегические ин­тересы и цели. При определении ценности художественно-про­мышленного образования пре­валирующей должна оставать­ся дедуктивная логика: худож­ник-мастер, сознавая интересы государства (общества), форми­рует на их основе аксиологиче­скую и целевую составляющие своего образования. Особенно это касается вопросов подготов­ки студентов к работе на промыс­лах. Знания, умения и навыки, не­обходимые для работы в сфере традиционных народных ремесел, прежде всего являются государ­ственной ценностью и целью, и ху­дожнику необходимо понимать их важность. Конечно, говоря о худо­жественно-промышленном обра­зовании, нужно помнить о един­стве государственной, обще­ственной и личной составляющих категории «художественно-про­мышленное образование как цен­ность», ее системности. Однако нельзя забывать и о специфичности содержания художественно-промышленного образования, сущность которого определяется словосочетаниями «народное искусство» и «народ­ное творчество». А народные про­мыслы, традиционное народное искусство относятся к националь­ному достоянию России.
Следует отметить, что у моло­дого человека, поступающего в ху­дожественно-промышленный вуз, представление о личной ценности художественно-промышленного образования может быть сфор­мировано неверно. Абитуриент не всегда точно представляет себе объект учения - традиционное де­коративно-прикладное искусство, идеализирует его, в результа­те чего возникают неправильные убеждения о потенциальной спо­собности стать художником на­родных художественных промыс­лов и о художественно-промыш­ленном образовании как высокой личной ценности. К сожалению, обучение в вузе держится во мно­гом на предметно-деятельност­ном уровне, при этом внутренний мотивационно-ценностный ком­понент художественно-промыш­ленного образования остается не­востребованным. В условиях от­сутствия единых идеологических установок молодой человек вы­нужден формировать собствен­ную философию образования, ко­торая помогает ему понять на­значение народного художника, придает образовательной дея­тельности личностный смысл и обусловливает образовательные цели. Если этого не происходит, то, утратив в процессе учебы вну­треннюю мотивацию, студент ча­сто оказывается неспособным продолжать обучение, посколь­ку внешние мотивы являются не­стойкими и быстро утрачиваются при соответствующих обстоятель­ствах.
Социальная активность и твор­чество образованного человека, включенного в общественно по­лезную деятельность, невозмож­ны без внутренней профессио­нальной мотивации. Содержание занятия, которое не представля­ет интерес для студента, и метод проведения занятия, который не стимулирует мотивацию учения, не могут обеспечить полноценно­го развития личности, ее познава­тельной и социальной активности. С другой стороны, сформирован­ная мотивация учения определяет хорошие результаты учебной дея­тельности, которые служат мощ­ным профессионально-мотивирующим фактором.
К сожалению, в настоящее время содержание художествен­но-промышленного образования формируется как материальное. Энциклопедизм превалирует в содержании общеобразователь­ных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В по­добных условиях преподаватель стремится «объять необъятное» и не обращает внимания на раз­витие познавательных интересов и мотивационной сферы студен­та. К причинам, приведшим к та­кому положению, можно отнести следующие факторы:

  •  низкую педагогическую ква­лификацию преподавательского состава: часто преподаватели яв­ляются хорошими художниками, специалистами в определенной области декоративно-прикладно­го искусства, но слабо подготов­ленными педагогами, воспитате­лями;
  •  недостаточную педагоги­ческую подготовку руководяще­го состава системы художествен­но-промышленного образования, формальный подход к оценке ди­дактического уровня содержания учебно-воспитательного процес­са в вузах и колледжах;
  •  отсутствие во время изуче­ния дисциплин требований к фор­мированию внутренней профес­сиональной мотивации, развитию умственных способностей, эмо­циональной сферы, психологиче­ских качеств.

Эти причины носят в основ­ном субъективный характер и мо­гут быть в значительной степени устранены с помощью организа­ционных мероприятий. Основой же концепции формирования це­лей, задач, а значит, и содержа­ния , выбора методов обучения в художественно-промышленном вузе должно быть следующее ут­верждение: художественно-про­мышленное образование призва­но не только обогащать челове­ка знаниями, но и прививать ему стремление пользоваться ими в сфере традиционного искусства, совершенствовать профессио­нальное мастерство. Такой под­ход обеспечит гармоничное соче­тание предметной, функциональ­ной, творческой и мотивационной составляющих содержания и ме­тодов обучения.
Таким образом, идеологиче­ский плюрализм на государствен­ном уровне, невысокий уровень развития государства и обще­ства, их неспособность (или не­желание) осознать сложившиеся ценности (государственные, об­щественные и личные) художе­ственно-промышленного обра­зования, понять причины осла­бления деятельности народных художественных промыслов Рос­сии, выходящие за рамки плохо­го материального обеспечения, обусловливают негосударствен­ные, внесоциальные, вне профессиональные и непедагогические цели и задачи, которые не отра­жают аксиологическую сущность художественно-промышленного образования, его государствен­ную (социальную) направлен­ность, не содержат требования к формированию и развитию у обу­чаемых интереса к выбранной специальности художника тради­ционного декоративно-приклад­ного искусства, стремления при­менить полученные профессио­нальные знания. Содержание и методы обучения носят достаточ­но сухой, материальный харак­тер, не обеспечивают развитие познавательных интересов и мо­тивационной сферы, что не со­гласуется с существующей отри­цательной динамикой профес­сиональной мотивации в ходе образовательного процесса и не­обходимостью принятия актив­ных мер по формированию моти­вов художественно-промышлен­ной деятельности до последнего дня нахождения студента в вузе.
В результате система художе­ственно-промышленного образо­вания готовит много высококва­лифицированных специалистов, способных к профессиональной деятельности, но не желающих работать в непрестижной сфере - области традиционного декора­тивно-прикладного искусства, на предприятиях народных художе­ственных промыслов, в соответ­ствующих образовательных уч­реждениях. Общественные деньги выбрасываются на ветер, выпуск­ники художественных вузов, по­лучив бесплатное образование по специальности «Декоративно-­прикладное искусство» и направ­лению подготовки «Декоративно-­прикладное искусство и народные промыслы», самоопределяются в различных областях культуры и искусства, не связанных с народ­ным творчеством.
Долг государства - понимать это и законодательно фиксиро­вать социальную направленность профессионального образова­ния, в том числе художественно­промышленного образования, в виде учебно-воспитательных це­лей, включающих формирование и развитие у обучаемых интереса к выбранной специальности, при­менению полученных профессио­нальных знаний на практике.
В новых условиях жизни в на­шей стране, строящей гумани­стическое демократическое об­щество с рыночной экономикой, обучение в художественно-про­мышленном вузе должно стать качественно иным, соответству­ющим основным запросам по­требителей художественно-про­мышленного образования - го­сударства, общества и личности. Современное художественно-промышленное образование мо­жет и должно быть профессионально-мотивирующим.
Следует выделить следующие основные идеи концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования.

  •  Обучение студентов долж­но прежде всего осуществлять­ся в интересах государства и об­щества, а потом - личности. Только та­кое соотношение аксиологиче­ских элементов художествен­но-промышленного образования создает необходимые условия для обучения и воспитания народно­го художника с развитой профес­сиональной мотивацией, высоки­ми морально-психологическими качествами, готового трудиться в регионах традиционного нахож­дения народных художествен­ных промыслов, хранить и преум­ножать традиции национального декоративно-прикладного искус­ства.
  •  Высокую художественно­-промышленную мотивацию сле­дует рассматривать как приори­тетную цель и главный результат художественно-промышленного образования, обусловленный его аксиологической сущностью. Од­ним из основных направлений со­вершенствования подготовки сту­дентов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней художественно-про­мышленной мотивации, что по­зволит, с одной стороны, обеспе­чить устойчивое комплектование народных промыслов специали­стами, а с другой - приблизиться к продуктивной гуманистической парадигме художественно-про­мышленного образования, обе­спечить субъект-субъектные от­ношения между преподавателем и студентом - будущим художни­ком.
  •  Познавательные мотивы, ин­терес к профессии художника не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное усвоение знаний, умений и навы­ков, развитие личности студента. Необходимо обеспечить взаим­ную трансформацию общеобра­зовательных и профессиональных мотивов художественного твор­чества, без которой невозмож­ны осознание личной ценности художественно-промышленного образования и высокий уровень профессиональной мотивации выпускника художественно-про­мышленного вуза.

Сформулированные положе­ния концепции профессионально-мотивирующего художествен­но-промышленного образования студентов развивают характерные признаки вновь нарождающейся гуманистической педагогики со­трудничества, которые с учетом мотивационной направленности сводятся к следующему:

  •  требования к преподавате­лю. Он должен быть помощником в овладении профессиональным мастерством, демонстрировать высокую художественно-промыш­ленную мотивацию, организовы­вать и увлекать студентов в ак­тивный процесс решения позна­вательных и профессиональных задач, обеспечивать трансформа­цию общеобразовательных моти­вов художественного творчества в профессиональные мотивы ху­дожественно-промышленной де­ятельности;
  •  требования к студенту. Он должен активно сотрудничать со всеми участниками учебно-воспи­тательного процесса, совершен­ствовать мотивационную и интел­лектуальную сферу, стремиться к развитию способностей и потреб­ностей, осознавать приоритет го­сударственных (общественных) художественно-промышленных ценностей и целей, долг народ­ного художника, ответственность за судьбу национальной культуры, традиционного декоративно-при­кладного искусства;
  •  основные результаты обуче­ния - это высокая художествен­но-промышленная мотивация, стремление к профессионально­му мастерству, самообразованию, способность переносить приобре­тенные знания в новые ситуации профессиональной деятельности на промысле, понимать и совер­шенствовать себя как личность.

Из изложенного следует, что концепция профессионально-мотивирующего художествен­но-промышленного образова­ния обеспечивает реализацию гуманистической парадигмы ху­дожественно-промышленного об­разования в условиях социаль­но-экономического и социаль­но-культурного кризиса в России, ставшей на путь построения де­мократического общества. Сме­щение акцента учебно-воспита­тельной деятельности в сторону формирования психологических качеств личности, государствен­ных и общественно значимых мо­тивационно-ценностных устрем­лений позволяет изменить тип социализации будущего худож­ника: достигается необходимая мера его свободы в пределах су­ществующих политических, со­циально-экономических и соци­ально-культурных обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации образователь­ной практики, становления но­вого типа отношений (субъект- субъектных) между участниками учебного процесса в художествен­но-промышленном вузе.
Потребителями художествен­но-промышленного образования являются личность, общество и государство. Для них образова­ние - ценность. В контексте основных идей кон­цепции профессионально-мотивирующего художественно-про­мышленного образования сле­дует формулировать три общие цели обучения в художественно­-промышленном вузе, которые по существу идентичны целям выс­шего художественно-промыш­ленного образования, имеюще­го профессионально-мотивирующую направленность.

Первая (государственная) цель - удовлетворение потреб­ности народных художественных промыслов в специалистах, со­ответствующих требованиям гу­манитарного, социально-куль­турного, научно-технического и художественно-промышленно­го прогресса, обладающих разви­тым чувством патриотизма, гото­вых трудиться в регионах тради­ционного нахождения народных художественных промыслов, сфе­ре традиционного декоративно-прикладного искусства.
Для государства как потреби­теля художественно-промышлен­ного образования важно получить профессионала, в наибольшей степени отвечающего требова­ниям предприятий народных ху­дожественных промыслов, деко­ративно-прикладного искусства. Однако с позиций гуманизации общества сам художник-мастер предъявляет все больше требо­ваний к труду на промысле, в том числе к его творческому, интел­лектуальному содержанию. Эти требования будут постоянно воз­растать по мере повышения уров­ня художественно-промышленной культуры и образования. В усло­виях стремления людей к обра­зованности и профессиональной культуре художественно-промыш­ленное образование должно соот­ветствовать развитию всех сфер жизнедеятельности человечества. В противном случае совершен­ствование кадрового потенциа­ла народных художественных про­мыслов будет невозможно из-за деградации уровня художествен­но-промышленного образования и прежде всего его творческой со­ставляющей.
Невыполнение учреждениями художественно-промышленно­го образования государственного кадрового заказа влечет за собой снижение уровня национальной культуры, что в конечном итоге мо­жет привести к потере националь­ной самоидентичности, а в даль­нейшем - государственности, су­веренитета и территориальной целостности. Поэтому удовлет­ворение текущих и перспектив­ных потребностей народных худо­жественных промыслов в специа­листах, художниках должно быть гарантированным, устойчивым и планируемым. Но следует подчеркнуть, что выполнение кадрово­го заказа государства невозмож­но без формирования професси­ональной мотивации выпускников художественно-промышленных вузов, которые, как уже отмеча­лось, после получения образова­ния при отсутствии соответству­ющих побуждений отказываются работать в области народных ху­дожественных промыслов.
Патриотизм как государствен­ная ценность включает в себя и многие другие ценности: культур­ную самобытность, национальные ценности страны, коллективизм, соборность и др. Ни в коем случае нельзя отождествлять патриотизм с национализмом, проповедую­щим национальную исключитель­ность и разжигание национальной вражды. Патриот гордится сво­ей страной, городом, селом, про­мыслом, но это не мешает ему критиковать свои недостатки и учиться у других народов. Чувство патриотизма как любви к своему народу и своему Отечеству при­суще каждому культурному чело­веку. В достаточно большой сте­пени патриотизм характерен для народных художников, специали­стов, работающих в сфере народ­ного художественного творчества. Служить народу, народному ис­кусству, творчеству, а значит, го­сударству и обществу и не быть преданным им может только бес­принципный человек. История мира, культуры и искусства гово­рит о том, что народ, не развива­ющий собственную культуру, сле­по преклоняющийся перед культу­рами других народов, обречен на ассимиляцию. И наоборот - раз­витие национальной культуры и образования обусловливает со­циально-культурный и экономиче­ский подъем общества и государ­ства.
Понятие «патриотизм» имеет и переносное толкование. Оно по­нимается и как преданность к ка­кому-либо делу. Народный ху­дожник должен быть патриотом в прямом и переносном смысле: горячо любить свою Родину, про­фессию, свое ремесло, предприя­тие. В этом смысле патриотизм - это качество личности, которое можно и нужно воспитывать в ус­ловиях коллективного труда и об­учения.
Патриотизм, стремление вы­полнить долг перед своим наро­дом, народной культурой являют­ся главным качеством народно­го художника и основной целью обучения и воспитания в художе­ственно-промышленном вузе. Эта цель в наибольшей степени го­сударственная, в ней отражает­ся смысл деятельности профес­сионала в области традиционного декоративно-прикладного искус­ства, народного творчества и вы­является отличие ее от деятельно­сти в других областях культуры и искусства.
Выполнение профессиональ­ного долга в повседневной жиз­ни художниками, мастерами на­родных художественных промыс­лов практически невозможно без высокой внутренней профессио­нальной мотивации. Весьма зна­чительные трудности при работе на таких промыслах, обусловлен­ные прежде всего их плачевным состоянием, заставляют челове­ка, не любящего и не понимающе­го народное искусство, сменить сферу деятельности. В противном случае такой специалист постоян­но находится в состоянии стресса, обусловленного конфликтом меж­ду низкой мотивацией к профес­сиональной деятельности и необ­ходимостью ее осуществления в силу внешних обстоятельств.
Вторая (социальная) цель - воспитание социально активной, адаптивной и мобильной лично­сти с развитой художественно-­промышленной мотивацией, вы­сокими морально-психологиче­скими качествами.
Социальная активность за­ставляет художника действовать в интересах общества, отдавать свою энергию его развитию и со­вершенствованию. Воспитание социальной активности гаранти­рует приоритетность обществен­ных интересов в конфликтах меж­ду государством и обществом, которые могут возникнуть на определенном историческом эта­пе. Социально-адаптивная функ­ция художественно-промышлен­ного образования необходима для того, чтобы молодой чело­век мог успешно адаптироваться к специфическим условиям жиз­ни на народных художественных промыслах, предприятии (микро­уровень). Кроме того, социальная адаптивность позволит художни­ку народных художественных про­мыслов соответствовать дина­мично обновляющемуся социуму, а при необходимости влиться в трудовой коллектив и утвердиться в нем (мезоуровень). Макроуро­вень социальной адаптации - это успешное взаимодействие худож­ника с человечеством в процес­се интеграции России с мировым социально-экономическим про­странством. Социально-мобиль­ная (стратификационная) функция художественно-промышленно­го образования нужна для изме­нения формы взаимодействия ху­дожника с окружающими людьми, обретения нового статуса. Чаще всего выделяют четыре основных показателя уровня стратифика­ции: доход, власть, образование, престиж. Особое значение для молодого человека, выросшего в условиях рыночной экономики, являющегося частью «общества потребления», имеет доход. По­давляющее большинство специ­алистов народных художествен­ных промыслов имеют достаточно низкую страту по этому показате­лю, как и по показателям «власть» и «престиж». Неподготовленность к такому испытанию способству­ет неадекватному и конфликтно­му социальному взаимодействию как на уровне трудового коллекти­ва, так и на уровне социума.
Все эти социальные качества позволяют художнику находить­ся в единстве с обществом, быть «частью целого». Однако заинте­ресованность общества в худож­нике народных художественных промыслов как в представителе и созидателе национальной куль­туры, в которой живет душа на­рода, определяет необходимость формирования (воспитания, раз­вития) его профессиональной ху­дожественно-промышленной мо­тивации. Только любовь к выбран­ной профессии, мотивированная и продуктивная работа на таком промысле обеспечивают реализа­цию общественной функции.
Если отсутствует художествен­но-промышленная мотивация, то при низкой оплате труда, общей неблагоприятной атмосфере на промысле (задержки зарплаты, неудовлетворительное матери­ально-техническое обеспечение, тяжелые условия труда и др.), воз­никновении бытовых и других про­блем личные интересы переста­ют совпадать с общественными. В этом случае даже высокий уро­вень полученного художественно­промышленного образования не заставит художника продолжать работу на промысле. Напротив, высокая мотивация к про­фессии народного художника по­зволяет преодолевать трудности будней. Здесь большое значение имеет отношение общества к на­родным художественным промыс­лам, а также моральная поддерж­ка художников, мастеров при ре­шении временных проблем, в том числе материальных, возникших не по их вине.
Таким образом, формирование профессиональной мотивации яв­ляется одной из основных целей обучения и воспитания в художе­ственно-промышленном вузе. На развитие мотивации следует на­править прежде всего прогно­стический аспект художествен­но-промышленного образования: содержательное раскрытие сущ­ности профессии художника деко­ративно-прикладного искусства, развитие стремления к ее полу­чению, обоснование творческих перспектив работы на промысле, совершенствование художествен­ного мастерства. Образование в стенах вуза должно помочь моло­дому человеку найти смысл жиз­ни в служении обществу, народ­ному искусству. Задача трудная, но выполнимая, если с первого дня включить студента в интегра­тивную образовательно-трудовую деятельность, предоставляющую огромные возможности для вос­питания любви и преданности к избранной профессии.
Морально-психологические качества художника-промысловика - это сложный социально-пси­хологический феномен. Несмотря на достаточно глубокую теоре­тическую проработку их сущно­сти и структурных компонентов, до сих пор нет общепринятой мо­дели этого явления, отсутству­ют единые подходы к его изуче­нию, оценке и прогнозированию. И все же можно согласиться, что морально-психологические каче­ства художника-промысловика - это относительно устойчивое со­стояние готовности и настроенно­сти морали и психики художников, психологии руководителей пред­приятий народных художествен­ных промыслов к решению задач развития традиционного декора­тивно-прикладного искусства. Ос­новой морально-психологических качеств художника являются цен­ности, доминирующие в обществе и воспринятые им.
Безусловно, морально-пси­хологическая характеристика ху­дожника включает и уровень сформированности художествен­но-промышленной мотивации. Выделение ее как отдельной со­ставляющей социальной цели ху­дожественно-промышленного об­разования вызвано первосте­пенной важностью осознанных мотивов в поведении человека. Именно внутренние професси­ональные мотивы обусловлива­ют целенаправленную деятель­ность художника-мастера, кото­рая определяет его общественную значимость. Можно утверждать, что художественно-промышлен­ная мотивация, любовь и интерес к народному искусству являются основой для формирования и раз­вития всех основных качеств про­фессионального художника, ра­ботающего на народном художе­ственном промысле.
Третья (личная) цель - созда­ние условий для углубления и рас­ширения образования, овладения профессиональной деятельно­стью и получения квалификации, позволяющей человеку трудиться в течение всей жизни в соответ­ствии с его интересами, способ­ностями и потребностями.
Получение художественно-промышленного образования и работа по специ­альности «в соответствии с инте­ресами, потребностями и способ­ностями» подчеркивают необхо­димость совпадения врожденных способностей, интересов лично­сти и условий работы на народном художественном промысле, что определяет стремление к худо­жественно-промышленным зна­ниям, самопознанию, самосовер­шенствованию и самореализации. Данная составляющая цели худо­жественно-промышленного об­разования может быть достигну­та проведением мероприятий по профессиональной ориентации и тщательному профессионально­му отбору при поступлении в ху­дожественно-промышленный вуз. В соответствии с этой целью осу­ществляются развитие способ­ностей молодого художника, его самовыражение и самоутверж­дение, приобщение к активному образу жизни, так как полностью человек раскрывается только во внутренне мотивированной дея­тельности. С другой стороны, ху­дожественно-промышленное об­разование позволяет занимать­ся общественно полезным трудом вне народного художественного промысла, что служит средством социальной защищенности в ус­ловиях возможных кризисов эко­номики. Третья цель художествен­но-промышленного образования не противоречит официальным законодательным документам, но ее особенностями являются дуа­листический характер получаемо­го образования (художественная и промысловая составляющие) и акцентирование внимания на со­ответствие получаемой квалифи­кации интересам и способностям индивидуума.
Сформулированные цели ху­дожественно-промышленного образования определяют ка­чества художников, которые необходимо формировать (раз­вивать) в ходе учебно-воспи­тательного процесса. Одним из основных качеств, обеспе­чивающих положительный ре­зультат художественно-про­мышленного образования и позволяющих считать его госу­дарственной и общественной ценностью, является художе­ственно-промышленная мотива­ция, которая может быть оценена современными психолого-педагогическими методами. Диагностируемость мотивов про­фессиональной деятельности обусловливает возможность вы­бора оптимальных средств до­стижения целей образования, а также позволяет проверить эф­фективность педагогических технологий, исключая элемен­ты случайности и непредсказу­емости в субъективной деятель­ности преподавателя. Конечно, процесс воспитания и обучения является творческим, и ограни­чения могут свести его к стан­дартизированным операциям, категорически противопоказан­ным любому творчеству. Учиты­вая это, художественно-промыш­ленное образование, основыва­ясь на сложившихся ценностях и поставленных целях, должно гар­монично сочетать логику норма­тивной обязательности и логику активного творческого поиска.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: