Философия современного образования

Современная Россия находится в состоянии социокультурной трансформации и интеграции в европейское образовательное пространство как социокультурный феномен, который представляет собой прежде всего диалог культур. Именно образование сегодня определяет пути единства человечества (цивилизации), а следовательно, и сама выступает в качестве определяющей социальной ценности. Вопрос мировоззренчески-философской обработки феномена образования является очень актуальным. Однако, многие трансформации ценностных ориентиров в образовательном поле остались недостаточно исследованными.
Современное духовная жизнь на просторах СНГ характеризуется критическим переосмыслением и диалектическим обновлением ценностей. Итак, проблема образования в современных условиях - это не просто подготовка образованного специалиста, а воспроизведение человека духовного, гуманного и высокоморального.
Ценностный аспект образования должен рассматриваться в трех взаимосвязанных блоках:
1. Как ценность государственная, образование зависит от государственной образовательной политики (т.е. государство заинтересовано в развитии образования и предоставлении этой сфере приоритетного национального значения);
2. Как ценность общественная, ведь моральный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого общества составляет основу гражданского общества - рычага гражданского контроля над государством;

3. Как личностная ценность.
В обществе образца XXI века особая ответственность в сфере духовности ложится на сферу образования: необходимо демократизировать не только систему общественных отношений, но и подготовить новое поколение граждан - мыслящих, деятельных, социально ответственных, творческих людей, руководствующихся общечеловеческими ценностями.
Задачей воспитания и образования является поддержка не только стабильности общества, но и развитие способности к моральному рассуждению, соединенному с высоким уровнем познавательных способностей; посредством образования новым поколениям должны передаваться не только совокупность определенных знаний, но и базовые моральные принципы, способность к рационально-нравственного чувства солидарности и принадлежности к группе; она призвана быть образцом общественной нравственности, направленной на поддержку социальной и национальной сплоченности и солидарности, практического сочетания общегражданских целей и индивидуальных интересов.
С точки зрения философии, образование - это трансформация той совокупности определяющих мировоззренческих приоритетов, мировоззренческих стереотипов общественного сознания, которые инкорпорированы в латентных структурах сознания, определяют направленность и акцентированность индивида и социума.
Соответственно, основной движущей силой духовного капитала является образование, наука и воспитание, являющихся необходимым инструментом как радикального интеллектуального поворота в сторону демократии и институтов гражданского общества, так и формирование у молодежи негативного отношения к недемократическим способам решения проблем. Именно через образование происходит целенаправленный процесс социализации индивида, его становления личностью и гражданином. Образование должно утверждать не только национальные, но и общечеловеческие ценности, быть открытым в диалоге культур. Наша культура и образование обогатились в процессе культурного развития ценностями других культур. Сохраняя национальный дух патриотизма, национальную ментальность, с ее доминированием эмоционально-духовной сферы над рациональной, мы открыты для приобретений на пути человека к мировому морально-этическому идеалу.

Спутниковое Телевидение Триколор ТВ в СПб (http://mytricolor.ru/) - рабочее решение для любителей смотреть телевизор.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: