Ценность образования в Древнем Египте

Древний Египет – одна из первых стран, осознавших ценность грамоты и образования. В одном из древнеегипетских текстов отец, работающий придворным писцом, наставлял своего сына такими словами: «Ах, если бы я мог научить тебя любить книги больше, чем собственную мать!». Правда, ценность образования в Египте была чисто утилитарной. В данном тексте говорится, что образованный человек освобождён от тяжёлого физического труда и при этом живёт припеваючи. Герой перечисляет трудности и несчастья, всю жизнь сопровождающие крестьянина, строителя, ремесленника, а затем делает вывод, что профессия придворного писца – самая лучшая во всех смыслах. Это произведение – свидетельство перехода человечества на новый культурный уровень: большинство населения Египта по-прежнему составляли земледельцы, но уже выделились социальные классы, появилась элита и, так сказать, первичная интеллигенция, то есть люди, посвящающие свою жизнь умственному труду и обеспечивающие себя с его помощью питанием и всем необходимым.
В Египте образованные люди в первую очередь были востребованы в придворной и храмовой жизни. Почести, которыми окружались царские писцы, были вполне сопоставимы с царскими. Фараонов уже при жизни причисляли к богам. Писцы фараонов пользовались тем же почётом. Бог мудрости Тот, один из самых известных богов египетского пантеона, в действительности существовал на самом деле: это был писец фараона Тутмоса.

Другая древнейшая цивилизация – шумерская – сделала ещё один шаг в развитии системы образования. Шумеры, собственно, эту систему и создали, сделав образование таким же доступным для широких масс и таким же обязательным, как и одежда. Шумеры славятся тем, что впервые в истории отделили образование от религии: шумерские школы имели направленность чисто научно-техническую, а также творческую. Образованных людей здесь не причисляли к богам, но социальный статус тех, кто получил систематическое образование, был очень высоким. При этом, как и в наше время, большая часть выпускников образовательных учреждений становилась «секретарями» и «менеджерами», а меньшая часть превращалась в «интеллигенцию» и посвящала жизнь преподаванию и научным изысканиям. Таким образом, в отличие от Египта, образование в Шумере призвано было служить не царям и богам, а гражданам.

Заметка: пишите курсач? проблемы? заказать курсовую (http://chelvuz.ru/eduhelp/kursovie) эффективное решение.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: