Внеклассная работа с учащимися

Внеклассная работа с учащимися подчинена учебно-воспитательным задачам политехнического обучения.
Важная задача школы — помочь воспитанникам «найти самих себя», понять свое призвание, выбрать будущую профессию. Чтобы ученик или ученица вышли из школы с твердым решением посвятить свою жизнь той или иной отрасли техники, науки, искусства, необходимо еще на школьной скамье дать им возможность всесторонне проверить свои способности.
Умение работать с книгой, пользоваться инструментами и приборами, претворять в реальную действительность различные конструкторские идеи и замыслы — все это является обязательным элементом подготовки учащихся к будущей практической деятельности.
Трудно указать такую отрасль науки и техники, которая не интересовала бы юных физиков, техников, конструкторов, изобретателей. Но при всем мастерстве того или иного преподавателя он не сможет только на уроке удовлетворить разнообразные и разносторонние запросы учащихся, которые интересуются авиацией, электричеством, радио, фотографией.
Навыки, необходимые юным физикам и техникам для воплощения своих идей в действующие приборы и машины, приобретаются во время различных кружковых занятий. Именно на таких занятиях школьники получают ответы на интересующие их вопросы. Паять, строгать, пилить, сверлить, обтачивать деталь на токарном станке, клеить, красить, строить приборы по чертежам в соответствии с указанными размерами — вот чему учатся кружковцы. И прежде всего они учатся работать в коллективе и для коллектива.
В процессе внеклассной работы углубляется объем знаний учащихся. Внеурочные занятия дополняют и расширяют урок,

а не являются простым его продолжением. Это всегда способствует повышению успеваемости. Сведения, полученные на занятиях кружка, позволяют ученику дополнить в классе ответ товарища, привести интересный пример или выполнить трудный опыт. Но внеклассную работу нужно организовать так, чтобы школьники считали членство в кружке честью для себя и дорожили им. Только в этом случае работа будет иметь большое воспитывающее значение.
Необходимо занятия кружка проводить по строго определенному плану, в один и тот же день и час. Результаты работы оформлять возможно аккуратнее и тщательнее. Отделка приборов, выпуск стенных газет, подготовка к вечерам физики и техники — все это не должно носить следов небрежности.
В подготовку какого-нибудь массового мероприятия вовлекаются все кружковцы. Надо, чтобы они поняли — малое дело требует мало труда и времени, большое дело — много времени. Выставки работ, конференции по физике, физические эстафеты, олимпиады юных физиков надо так подготавливать и так проводить, чтобы они долго оставались «событием» в жизни кружка и школы.
Полезно сделать традицией отчеты отдельных юных физиков о проделанной работе за определенный промежуток времени, ежегодные внутришкольные выставки готовых самодельных приборов, аппаратов, машин. Выставки можно устраивать под различными лозунгами («Юные физики — школе», «Твори, выдумывай, дерзай» и т. п.). Учащиеся, посещая эти выставки, убеждаются в большой общественно полезной работе, проделанной юными умельцами. Число кружковцев, как правило, увеличивается.
Необходимо обучить членов кружка работе с чертежом. Если на первых порах работа по чертежу будет сводиться к простому копированию размеров и внешнего вида детали или прибора, то впоследствии ученик проявит самостоятельность мысли и действия. Он и размеры изменит и внешний вид прибору придаст иной. Поэтому даже при изготовлении простых вещей полезно учащимся давать чертежи
Занятия в кружке дополняют основную работу школы по воспитанию юношей и девушек, помогают выявлению у них интереса к вопросам науки и техники, и нередко увлечение школьников техникой и наукой в детские годы превращается в упорную и систематическую работу, в цель всей жизни.


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях: