Онлайн калькулятор
Решение матриц
Конвертор величин
Решение кв. уравн.
Таблица Брадиса
Тригоном. таблицы
Тесты и игры
Решить задачу
Таблица производных
Калькулятор дробей
Фонетический разбор
Редактор формул
Почему на уроки одних учителей дети идут в приподнятом настроении, а на уроки других – со скорбно-угрюмым выражением лица? Почему далеко не самый сильный ученик тянет руку, желая ответить, на одном уроке, и ищет постороннее занятие на другом? Почему из одного класса дети пулей вылетают после звонка, а в другом спешат рассказать учителю о том, что их волнует? Почему один и тот же ученик способен дерзить одному учителю и иметь примерное поведение на уроках другого?
Ответы на эти вопросы находятся в разных плоскостях школьного бытия. Это и общий уровень воспитанности, и сфера личных приоритетов ученика. Важнейшим фактором является сила личности учителя. Утверждение «учитель строг – его боятся», противоречиво и далеко не всегда справедливо. В большинстве своём – не боятся. И факт этот радует. Если же всё-таки есть страх, несложно выяснить его происхождение.
Кого или чего боится ученик? Необъективной оценки учителя. Его острого или ироничного замечания. Родительской взбучки за плохую оценку. Падения рейтинга среди одноклассников (при всей внешней браваде). Того душевного дискомфорта, который создаёт чувство неуверенности в себе.
Возьмите себе за правило: оценка всегда должна быть прокомментирована, а ученики должны знать критерии оценивания. Шутка – хороший помощник, но умением шутить следует владеть в совершенстве, ведь перед Вами очень ранимая аудитория. Ирония, в большинстве случаев, вообще не уместна.
Страха нет там, где ребёнок чувствует такт, доверие и уважение к себе. Можно поставить единицу за невыученный урок, а можно поступить иначе. Назначить консультацию, если ученик материал не понял; задать дополнительное задание, кроме невыполненного, если уважительной причины не было. В качестве дополнительного можно подобрать задание, носящее творческий характер, а можно наоборот, необходимое, но довольно рутинное. Обязательно обговорить сроки выполнения. Заверить в том, что Вы преследуете цель – научить, а не ставить единицы. Выразить надежду относительно того, что ученик понимает: Вы всегда готовы пойти ему навстречу, но подобная практика не может носить систематический характер.
Важно следить за своей интонацией. Авторитарный и излишне назидательный тон не сыграет в данной ситуации положительную роль. Вы – не барин, дарующий милость, а помощник, советчик, который с пониманием относится к возникшей проблеме и уверен в её успешном решении.
Практически всегда такая модель срабатывает. А если нет? Будьте терпеливы. Снова увидев, что задание не выполнено, или не услышав ответа, не упрекайте ученика. Можете выразить сожаление по поводу того, что Ваша помощь не была принята. Предложите подумать: готов ли ученик преподнести свой вариант решения проблемы? Не сомневайтесь, он обязательно к Вам подойдёт. Сдержанно, но уважительно отзовитесь о «самостоятельно» принятом решении.
Доверие – мощнейший инструмент в Ваших отношениях с учениками. Ощущая его по отношению к себе, дети всегда ответят Вам тем же.
Практикуйте коллективное выставление оценок «должникам». Ребёнку очень важно услышать, что его работу признали и оценили одноклассники. Пара одобрительных реплик друзей повысит уровень самооценки быстрее, чем длительная беседа с психологом.
А как реагировать на возглас – «не ставьте, дома убьют»? Конечно, это может быть элементарной попыткой Вас разжалобить. А если нет? Если, презрев возможные насмешки, неловкость, стыд, ребёнок сказал правду? Постарайтесь разрядить обстановку, переведя всё в шутку. Побеседуйте наедине. Предоставьте возможность оценку исправить. Известно ли об этой практике домашнего воспитания классному руководителю? Найдите возможность пообщаться с родителями, обязательно подключив психолога.